домой 18 ноября 16:04

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Новости

Шохин: Мы договорились о принципиально новом формате взаимодействия бизнеса и власти25 октября

"Регуляторный контракт" защитит инвесторов от изменения правил игры в период реализации проектов

Механизм, который планируется прописать в законе о поощрении капиталовложений, обсуждаемом в рамках недавно созданной рабочей группы чиновников и бизнеса на площадке РСПП, позволит защитить инвесторов от рисков изменения принципов регулирования в период реализации проектов, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

"Договорились о принципиально новом формате взаимодействия бизнеса и власти - федеральные органы исполнительной власти должны представлять потенциальным частным инвесторам свои проекты в формате, соответствующем бизнес-стандартам: с IRR и другими финансовыми и экономическими показателями, а также вариантами "входа" в проект исходя из предпочтений бизнеса - облигации, вхождение в капитал и т.д. Фактически будут проводиться road show для бизнеса. Такой практики привлечения частных средств в госпроекты еще не было", - рассказал в беседе с "Интерфаксом" глава крупнейшего бизнес-объединения РФ.

Стабильность в обмен на инвестиции

При этом, подчеркивает Шохин, такие проекты должны обеспечивать не просто возврат частных инвестиций, а доходность вложений, сопоставимую с рыночной. Сам перечень пока формируется, но уже понятно, что в список претендентов войдут проекты из комплексного плана по развитию и модернизации инфраструктуры, проекты в сфере цифровизации и экологии.

Формат взаимодействия, предложенный рабочей группой, был поддержан премьер-министром Дмитрием Медведевым, с которым Шохин встретился в минувшую пятницу. "Важно не просто привлечение частных инвестиций в отдельные госпроекты, а выработка системных "правил игры", которые позволят существенно расширить привлечение внебюджетных средств и повысить эффективность реализуемых проектов", - говорит президент РСПП.

Вместе с тем, проекты федеральных органов исполнительной власти - это только одна часть работы. В отношении проектов частных компаний, соответствующих приоритетам "майского указа" президента, сам бизнес ждет поддержку со стороны государства в виде доступа к мерам стимулирования.

Как показал первый анализ проектов компаний, часто основным барьером является регуляторика, а особенно ее нестабильность. Неполная оценка рисков принимаемых радикальных регуляторных решений приводит к резкому снижению инвестпривлекательности отдельных отраслей и проблемам с уже начатыми проектами, например, в строительстве или рыбохозяйственном комплексе.

"Причем есть возможное решение этой проблемы - механизм "стабильность в обмен на инвестиции". Такая мера зафиксирована в законопроекте о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений в формате "регуляторного контракта". Внедрение этого механизма позволит защитить добросовестных инвесторов от избыточных рисков изменения принципов регулирования в период, когда реализация проекта далека от завершения", - рассуждает Шохин.

В целом, по его мнению, законопроект о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, основным компонентом которого является стабоговорка в фискальной и регуляторной части, привлекателен для бизнеса, как и подготовленный Минпромторгом пакет по совершенствованию механизма специнвестконтрактов, где инструмент стабоговорки уже используется.

"Ряд ведомств полагает, что стабоговорка нарушает конкурентные принципы, но, во-первых, предлагаемые РСПП низкие барьеры для входа (порог суммы инвестпроекта в 1 млрд руб.), откроют доступ к стабоговорке среднему бизнесу, что минимизирует риски для конкуренции. Во-вторых, в условиях растущей "внешней" нестабильности существенно растет важность для инвестиционных проектов предсказуемой регуляторики и фискальной нагрузки", - считает глава РСПП.

Неналоговые платежи - бизнес просит "пакетного" решения

Урегулирование проблемы неналоговых платежей далеко от завершения, продолжает Шохин. В целом необходим единый законопроект по всем неналоговым платежам, включаемым в НК, фиксирующий комфортные переходные положения для бизнеса. Например, бизнес негативно оценил законопроект по введению экологического налога из-за несоблюдения в нем достигнутых ранее договоренностей по принципам регулирования неналоговых платежей.

Речь идет о переходном периоде по уголовной ответственности за неуплату или неполную уплату квазиналоговых платежей, целевом характере средств по ряду платежей, урегулировании в рамках одного законопроекта порядка уплаты всех типов платежей, которые могут быть погружены в Налоговый кодекс, и так далее. Необходимость соблюдения этих условий подтвердил глава кабмина.

"Надеемся, что необходимые законопроекты появятся уже в этом году, но здесь качество работы не менее важно, чем скорость урегулирования этой давней проблемы", - подчеркивает Шохин.

Также президент РСПП напоминает, что масштабные инвестпланы требуют ликвидации дефицита высококвалифицированных кадров. А по опросам РСПП, нехватка кадров нужной квалификации попадает в топ-3 ограничителей для развития компаний все последние 10 лет.

"Предлагаемый нами инструмент - широкое внедрение новой системы квалификаций на предприятиях и в сфере подготовки кадров. Необходимо обеспечить развитие центров оценки квалификаций и цифровой платформы новой системы, обеспечить качественную обратную связь от рынка труда, включать в систему квалификаций компетенции цифровой экономики, эффективнее решать задачи повышения производительности труда", - говорит Шохин.

Такие меры, по его словам, включены в дорожную карту на период до 2024 года, подготовка которой завершается национальным советом по профессиональным квалификациям для представления главе государства. Д.Медведев подтвердил готовность поддержать реализацию "дорожной карты".

Бизнес все еще ждет стимулы для приема на работу "предпенсионеров"

"Принятые с учетом предложений президента законопроекты - начало масштабной работы по повышению эффективности и устойчивости пенсионной системы. Эта точка зрения разделяется и органами власти - достигнута договоренность, что рабочая группа по этой теме, сформированная на площадке Госдумы, продолжит свою работу", - рассказал глава союза промышленников и предпринимателей.

В частности, по его словам, предстоит обсудить судьбу накопительной части пенсии. "Начавшаяся дискуссия по проекту индивидуального пенсионного капитала (ИПК) - как раз старт этого обсуждения", - отмечает Шохин.

Отдельно он остановился на инициативе РСПП, ТПП и "Опоры России" о "донастройке" смежных с пенсионным законодательством вопросов, связанных, в частности, с повышением стимулирующей роли страховых взносов в ПФР в обеспечении занятости лиц предпенсионного возраста. Кроме того, в увязке с принятыми решениями по уголовной ответственности работодателей РСПП настаивает на принципах "административной преюдиции".

Также РСПП предлагает расширить поддержку работодателей, вкладывающих финансовые средства в развитие системы профессионального образования за счет выведения из-под налогообложения налогом на прибыль всех имущественных и денежных вложений работодателей в профобразование и обучение. Как считает Шохин, это создаст условия для повышения квалификации лиц предпенсионного возраста и в целом сократит дефицит необходимых кадров на рынке труда.

Основные направления деятельности правительства обсудят с РСПП через неделю

Недавно принятый правительством документ РСПП рассчитывает детально обсудить на заседании правления 10 октября с участием министра экономического развития Максима Орешкина.

"Но первые выводы уже можно сделать. Во-первых, в документ вошли критически важные для бизнеса направления работы по улучшению инвестиционного климата, не вошедшие в национальные проекты. Реформа контрольно-надзорной деятельности и переход на риск-ориентированный подход по своей масштабности вполне "тянут" на национальный проект", - заявил Шохин.

Во-вторых, в основных направлениях поставлена задача по снижению рисков, связанных с правоохранительными действиями, для добросовестных предпринимателей. "Данная тема особенно актуальна для секторов, работающих "в серой зоне", но готовых к массовому "обелению". Пока компании опасаются выходить из тени как из-за риска возбуждения дел за "старые грехи", так и резкого роста административной нагрузки, с которой сейчас сталкиваются работающие "в белую" компании", - рассказал глава РСПП.

В то же время он подчеркивает, что нужен баланс: прозрачно работающие компании не должны оказываться в худших условиях по сравнению с теми, кто нарушал закон. "Значит, необходимо избыточной административной нагрузки и защищенность от недобросовестных "правоохранителей" для всего бизнеса. Это и определяет инвестиционную активность бизнеса", - заключает президент союза.

 

Интерфакс

©

Rambler's Top100 Rambler's Top100