Тезисы выступления на Съезде РСПП

21 марта 2015 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

В прошлом году на Съезде РСПП обсуждались новые риски и вызовы для российской экономики, большая часть которых реализовалась в полном объеме. Кризис оказался глубже, чем предыдущий. Первые признаки торможения экономики были зафиксированы еще в 2012 году, так что причины у кризиса прежде всего внутренние, структурные, а внешние вызовы лишь усугубили ситуацию.

В прошлом году на Съезде РСПП обсуждались новые риски и вызовы для российской экономики, большая часть которых реализовалась в полном объеме. Кризис оказался глубже, чем предыдущий. Первые признаки торможения экономики были зафиксированы еще в 2012 году, так что причины у кризиса прежде всего внутренние, структурные, а внешние вызовы лишь усугубили ситуацию.


Правительство в начале года приняло антикризисный план, дорабатывается проект Основных направлений деятельности Правительства на 2015-2018 годы, который должен стать пакетом системных антикризисных мер. Полноценных экспертных обсуждений ОНДП с предпринимательским сообществом не проводилось, несмотря на прямое поручение Председателя Правительства по итогам встречи с членами Бюро Правления РСПП 4 марта. Результат - антикризисный план оказался тактическим и не содержащим системных мер, ОНДП - слишком общим, без конкретных решений и сроков. Если сохранять формат Основных направлений деятельности Правительства, их надо дополнять «дорожной картой» по корректировке структуры экономики и выходу на высокие темпы роста. Надеемся, Минэкономразвития России нас подержит. РСПП подготовлена своя версия антикризисного плана - Перечень мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности и экономического роста и Перечень НПА, действие которых целесообразно приостановить для ограничения негативного влияния на компании в период кризиса. Они содержат тактические и системные антикризисные меры, сформированные с учетом мнения членов РСПП по ключевым проблемам для бизнеса в 2014 году.


Список проблем скорректировался под влиянием текущей экономической ситуации – в топ-5 вошло снижение доступности заемных средств.


В части финансово-банковского рынка есть позитивный сигнал – снижение ключевой ставки. Банк России сделал первые шаги по учету таргетируемой инфляции при определении ставок по долгосрочным заимствованиям. Если исходить из оценок Банка России, уже в близкой перспективе возможен возврат к однозначной инфляции – 9 %, такой же должна быть динамика ключевой ставки. В этом случае заёмные средства станут доступны для большинства российских компаний. Пока этого не произошло, надо расширять масштабы поддержки бизнеса через специальные механизмы, включая проектное финансирование одновременно снижая избыточную зарегулированность получения такой поддержки.


Для снижения административных барьеров и повышения эффективности системы контроля-надзора требуется:

от узкой задачи совершенствования контроля-надзора переходить к повышению эффективности государственного управления, что одновременно способствует снижению уровня коррупции;
закрепить в законопроекте «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ» единые принципы осуществления всех видов государственного и муниципального контроля и ориентацию на предупреждение нарушений;
создание государственного реестра функций контрольно-надзорных органов всех уровней власти с возможностью централизации контрольно-надзорной деятельности в регионах и создания единого для каждого региона и муниципалитета контрольно-надзорного органа. Речь идет об оптимизации структуры и численности контрольных и надзорных органов, их объединении, уточнении функций и исключении дублирования в работе;
реализация положений Послания Президента РФ в части перехода на риск-ориентированные принципы контроля-надзора и введения моратория на проверки добросовестного малого бизнеса;
формирование Единого реестра проверок с включением в него всех проверок, в том числе осуществляемых по специальным законам. По экспертным оценкам количество областей, направлений экономики и деятельности хозяйствующих субъектов, полностью или частично изъятых из сферы действия Закона о защите прав предпринимателей при проведении проверок превысило 60.
Повышение эффективности судебной системы – не зона ответственности Правительства, но тема упоминается в проекте ОНДП. Это необходимо для повышения привлекательности российской юрисдикции. Надо завершить работу над законопроектом о третейских судах. В рамках завершения текущего этапа судебной реформы важно подтвердить ранее сформированную арбитражным судом практику либо выработать новую. Также надо привлечь бизнес к подготовке единого процессуального кодекса.


В сфере фискальной политики деятельность РСПП будет сосредоточена на следующих вопросах:

перенос сроков вступления в силу ранее принятых решений по увеличению фискальной и связанной с ней административной нагрузки, в том числе по контролируемым иностранным компаниям;
создание полноценных стимулов для инвестиционной деятельности, включая инвестльготу;
реализация предложений по проведению амнистии капиталов;
обеспечение стабильности фискальных условий деятельности компаний в соответствии с Посланием Президента.

В сфере обязательного страхования требуется сохранить страховые принципы функционирования системы, которая сейчас все больше приобретает налоговый характер.
Необходимо пересмотреть страховые тарифы по страхованию гражданской ответственности опасного производственного объекта с учетом их экономически обоснованного уровня или отказаться от их государственного регулирования. В части социального страхования настаиваем на сохранении обязательного характера накопительного компонента и отказе от продления моратория на 2016 год.


В сфере развития конкуренции и антимонопольной политики продолжится взаимодействие с ФАС России по проекту «четвертого антимонопольного пакета».
Необходимо предоставить иммунитет от антимонопольного преследования субъектам малого предпринимательства.


В 2014 году инфляция (11,4 %) стала самой высокой с 2008 года. Рост цен – это не только тарифы естественных монополий, но и рост издержек. Увеличилась стоимость кредитов – 30 % годовых производители не могут не перекладывать на потребителей. Растет себестоимость компаний, использующих импортные сырье и комплектующие - от девальвации выигрывают далеко не все компании. Нужны не простые решения – заморозить тарифы или ограничить рост цен внутри страны, а поиск баланса между производителями и потребителями.


Даже в кризис бизнес волнует нехватка квалифицированных кадров. Ключевые направления работы на 2015 год в кадровой сфере:

обеспечение гибкого трудового законодательства, способствующего повышению производительности труда; реализация эффективных программ переквалификации высвобождаемых работников;
разработка профстандартов, формирование системы независимой оценки квалификаций, профессионально-общественная аккредитация программ профессионального образования на соответствие профстандартам.

Для реализации поставленных задач необходимо продолжить работу по повышению эффективности взаимодействия бизнеса и власти. Предложения РСПП обсуждались, по некоторым есть поручения Президента России, но ряд решений так и не принят. РСПП настаивает на:

повышении эффективности процедуры независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов;
расширении процедуры ОРВ на законопроекты, которые готовятся ко второму чтению в Государственной Думе ФС РФ.

Это лишь тем ежегодного Доклада РСПП о состоянии делового климата, который есть в материалах в электронном виде. Впереди на съезде нас ждет дискуссия, возможно жаркая, с ключевыми министрами. Но российские бизнесмены – это настойчивые оптимисты. Уверен, что мы добьемся от министров не только обещаний подумать над нашими предложениями, но и их реализации в максимально сжатые сроки.

Тезисы при Президенте РФ
В рамках Недели российского бизнеса состоялись дискуссии по ключевым для бизнеса темам, от деофшоризации до подготовки профстандартов, от сотрудничества со странами АТР до снижения административных барьеров, от рисков в финансово-банковской сфере до развития системы техрегулирования.

Дискуссии показали - бизнес и власть могут эффективно взаимодействовать. Это подтвердила работа над законом о промышленной политике, как и формирование Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Но есть более сложные для достижения договоренностей вопросы, по которым важно принять решение уже сейчас. Назову лишь пять тем, обсуждавшихся на съезде и НРБ в целом.

В условиях новых внешних вызовов государство не должно создавать дополнительных проблем добросовестному бизнесу, но избыточный контроль остается угрозой для компаний. Из-под закона о защите прав предпринимателей при проведении проверок по оценкам экспертов уже выведено 60 областей и направлений деятельности.

Первый шаг - Единый реестр проверок с включением в него всех проверок, включая осуществляемых по специальным законам, даже если информация по таким проверкам будет включаться в ограниченном объеме из-за за соображений коммерческой тайны (ФНС) – без этого сложно запустить мораторий на проверки добросовестного малого бизнеса.

Следующий шаг - закрепить в законопроекте «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ» единые принципы осуществления всех видов государственного и муниципального контроля и ориентацию на предупреждение нарушений.

Важно вернуть в Россию активы и капиталы из других юрисдикций, в том числе офшорных. Считаем необходимым синхронизировать работу по амнистии капитала с изменением законодательства по контролируемым иностранным компаниям.

Ужесточение законодательства должно следовать за амнистией, а не предшествовать ей, но вчера Государственная Дума приняла во втором чтении очередной законопроект по ужесточению уголовной ответственности в налоговой сфере. Просили бы о применении пакетного рассмотрения всех законопроектов, связанных с амнистией, и замораживания инициатив по ужесточению ответственности как минимум на период кризиса.

По Вашей, Владимир Владимирович, идее, зафиксировать фискальную нагрузку. Предлагаем рассмотреть возможность фиксации её уровня на 1 января 2014 года, а не 2015 года хотя бы по отдельным законодательным решениям.

Ведется активная работа по инвентаризации обязательных неналоговых платежей, которые исчисляются десятками. Инвентаризация нужна не сама по себе, а для выработки бизнесом и органами власти решений: какой платеж сохранить, какой – скорректировать, а какой отменить.

В прошлый кризис получение поддержки часто обусловливалось сохранением уровня занятости. Для изменения структуры экономики и повышения производительности труда необходимо гибкое трудовое законодательство и расширение специальных программ поддержки занятости. Пятидесяти миллиардов рублей может не хватить. Надо быть готовыми расширять эти программы.

Со своей стороны РСПП активно участвует в работе по повышению качества трудовых ресурсов через разработку профстандартов, формирование системы независимой оценки квалификаций и профессионально-общественную аккредитацию программ профессионального образования на соответствие профстандартам.

В части финансово-банковского рынка есть позитивные сигналы – снижена ключевая ставка и Банк России сделал первые шаги по учету таргетируемой инфляции при определении ставок по долгосрочным заимствованиям. Если исходить из оценок Банка России, уже в близкой перспективе возможен возврат к однозначной инфляции – 9 %, такой же должна быть динамика ключевой ставки.

Пока этого не произошло, надо расширять масштабы поддержки бизнеса через специальные механизмы, включая проектное финансирование одновременно снижая избыточную зарегулированность получения такой поддержки. Чем быстрее снизится ключевая ставка, тем быстрее снизится необходимость в данной бюджетной поддержке.

Поделитесь