Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства строительства и ЖКХ России

29 апреля 2016 00:00
Хамитов Рустэм  Закиевич
Хамитов Рустэм Закиевич
Президент республики Башкортостан

  

29 апреля в Москве Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на расширенном заседании коллегии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, посвященном итогам работы в 2015 году и основным направлениям деятельности на предстоящий период.

В заседании приняли участие первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов, вице-премьер Правительства России Дмитрий Козак, министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, руководители регионов.

Темами обсуждения стали развитие жилищного строительства, внедрение технологий информационного моделирования зданий, государственно-частное партнерство в ЖКХ, снижение административных барьеров, развитие ценообразования и экономически эффективное проектирование.

Дмитрий Козак в своём выступлении отметил, что министерству предстоит оперативно решать проблему аварийного жилья, организовать постоянный контроль за ходом капремонта многоквартирных домов. Кроме того, предстоит поработать над созданием благоприятных условий для инвестиций, устранением излишних административных барьеров, решением вопросов техрегулирования. Вице-премьер особо подчеркнул, что сметные нормативы в строительстве должны быть понятны и прозрачны, а посредники из этой сферы – исключены.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень подчеркнул, что в 2015 году отрасль столкнулась с серьёзными вызовами, связанными с дефицитом проектного финансирования и рисками снижения деловой активности субъектов строительного рынка. Несмотря на это, год удалось завершить с положительными результатами.

В прошедшем году в стране построено более 85 млн кв. м жилья, что почти на 1,5 процента превышает результаты 2014 года. Важнейшим инструментом стимулирования темпов строительства жилья является ипотечное кредитование. За год выдано 692 тысячи ипотечных кредитов на сумму 1,1 трлн рублей.

В 2015 году принято решение о реализации комплексной программы реформирования системы технического регулирования и сметного нормирования в строительстве. В ходе первого этапа разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых утверждены, а ещё 102 – размещены для публичного обсуждения. Среди этих документов – уточнённые климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточнённые требования, предъявляемые к проектированию зданий и сооружений, обеспечивающие условия доступности для инвалидов.

– За прошедший год Минстрой России сумел значительно продвинуться в решении приоритетных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, – подчеркнул Михаил Мень. – Успешно расселяется аварийное жилье. Несмотря на сложности, заработала программа капитального ремонта. Настоящий прорыв совершен в части привлечения в отрасль частных инвестиций, за счёт которых модернизируется коммунальная инфраструктура. В результате растёт качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Завершая заседание, первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил министерству максимально снизить административные барьеры в строительстве, внедрив лучшие из существующих мировых практик в течение трёх лет. Еще одно поручение связано с необходимостью проработать возможность управления деньгами граждан на капремонт по правилам Центробанка. Вице-премьер подчеркнул, что в этой сфере очень важно абсолютно прозрачное управление средствами населения.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые Игорь Иванович, Михаил Александрович! Уважаемые коллеги! Добрый день!

Спасибо за предоставленное слово. Башкортостан – крупный регион, у нас мощный строительный комплекс. Мы строим много жилья, занимаем пятое место в Российской Федерации, первое – в Приволжском федеральном округе. В прошлом году сдали 2,7 млн кв. м жилья. В этом году цифра будет такой же.

Промышленное строительство – большое. Не буду на нём останавливаться. Действует мощная индустрия строительных материалов. Мы в числе лидеров по объёмам выпуска термополированного листового стекла, керамической облицовочной плитки, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов.

Какие вопросы мне хотелось бы обозначить?


Первое – в республике создан общедоступный банк типовой проектной документации для повторного применения при строительстве детских садов, школ, административных зданий, объектов здравоохранения и т.д.

Когда я начал работать руководителем республики в июле 2010 года, поинтересовался ценой строительства детских садов. В 2010 году одно место в детском саду стоило 1 млн рублей. Прошло пять лет. Инфляция, разного рода возможности могли довести этот миллион до полутора. Но сегодня мы строим за 600 тысяч рублей. Мне говорили, что это невозможно, были споры, конфликты, но мы победили. В результате смогли удешевить проекты, и далее всё пошло без ненужных споров.

Мы за пять лет построили 110 детских садов общей вместимостью 16 тысяч мест. Легко подсчитать, что если бы одно место стоило по 1 млн рублей, то вышло бы 16 млрд рублей. Мы вписались в 9 млрд рублей, экономия – 7 млрд.

Сегодня у нас разработаны проекты школ, детских садов. Они включены в федеральный реестр типовой проектной документации. Только за счёт снижения стоимости проектно-изыскательских работ можно сэкономить половину денег, выделяемых на эти цели. Мы приняли решение, что в республиканские программы будут включаться объекты только с использованием проектов повторного применения. Мы действуем в таком направлении уже несколько лет.


Следующее направление – снижение сметных цен. Минстрой России определил нашу республику в качестве пилотного региона по мониторингу стоимости строительных ресурсов и транспортной логистики для выявления системных ошибок, с которыми сталкиваются заказчики и проектировщики.

Пока ещё значительного опыта нет, только приступаем к этой работе. У нас начал действовать филиал Федерального центра ценообразования в строительстве. К этой работе мы подключили более 150 предприятий строительной и транспортной отраслей. Если вам интересно, то готов через год приехать и рассказать, чего мы добились.

Остро стоит вопрос по инженерным сетям в рамках программы «Жильё для российской семьи», которую мы обсуждали. Люди поверили. Мы вошли в эту программу, уже начали строить 450 тысяч кв. м жилья. Реализовать инженерные сети или отдать их в аренду невозможно: тепло-, энерго-, водоснабжающие организации не берут. К примеру, у нас в городе Туймазы реализуется крупный проект. Там уже стройка идёт полным ходом, сети готовы, а решения нет. Давайте мы поработаем в этой части. Если не решим в ближайшее время, то застройщики могут уйти из этой программы.

Мы экспериментируем. У нас идёт проект системы жилищных строительных сбережений, который пользуется популярностью. Более того, попасть сегодня туда очень тяжело. В программе участвуют «Сбербанк» и «Уралсиб». За два года жители республики, которые участвуют в этом проекте, накопили более 1 млрд рублей. 1 января 2017 года эти деньги – будет уже около 1,5 млрд рублей – выйдут на рынок. На эти деньги в том числе возьмут кредиты, и порядка 5 млрд рублей будет вовлечено в жилищное строительство. Неплохие деньги даже для нашей республики. Думаю, что можно было бы изучать наш опыт.


Мы сегодня самый крупный регион с точки зрения системы жилищно-строительных сбережений. Люди активно участвуют в этом проекте. Если у нас получается, то почему не получится в масштабах других субъектов или даже страны. Приезжайте, посмотрите.

Реализации многих значимых проектов мешают многочисленные сложные контрольно-надзорные процедуры, их избыточная регламентация. Приведу пример. Иностранный инвестор строит два предприятия: одно у нас в республике, другое – в Белоруссии. Старт в одно время. В Белоруссии через 18 месяцев предприятие начало работать. У нас уже прошло 36 месяцев, но мы пока ещё готовимся к сдаче. Мы заставили инвестора переделать его проект, привязать к нашим нормативам, три-четыре раза пройти разные экспертизы. Хорошо, что инвестор не отказался, продолжает работать. Но наш темп ниже, чем нужно. У нас есть резервы в этом плане.

Мы очень много времени тратим на строительство простых объектов, где есть обязательный пакет всяких экспертиз и согласований. Например, когда строится клуб за несколько миллионов рублей или небольшой социальный объект. Почему мы сами себя тормозим, нагружая избыточными контрольными, согласовательными функциями?

Завершая своё выступление, хочу сказать, что в принципе мы движемся нормально. Конечно, идеальных схем не бывает. Всегда есть какие-то сбои, отклонения, но в целом пока идём неплохо. В республике есть хороший опыт и по капитальному ремонту жилищного фонда. У нас неплохие цифры, все планы мы выполняем. Но и там можно обсудить некоторые вопросы, которые нужно было бы ускорить.

О чём еще прошу: давайте снизим объём переписки между министерством и регионами. Идёт очень много бумаг, колоссальное количество отчетов, документов. Давайте от этого уходить, в современном мире живём. В этой части надо действовать с использованием информационных технологий.

Но в целом мы на правильном пути. Спасибо.

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Рустэм Закиевич, в своём выступлении Вы коснулись реформирования ценообразования в строительной отрасли. Сложный вопрос, от решения которого зависитдальнейшее развитие всей строительной индустрии. Каково Ваше видение подходов к регулированию процессов в этой сфере? Какие наработки в этой части есть в Башкортостане?

Р. ХАМИТОВ: Мы ещё пять лет назад начали эту работу. В качестве примера привожу ситуацию со строительством детских садов. Если пять лет назад цена строительства одного места в детском саду была около 1 млн рублей, то сегодня это 500-600, редко 700 тысяч рублей. То есть цены на строительство детских садов за эти годы снижались, а не повышались, как повсеместно.

Это говорит о том, что запас прочности у строительного комплекса достаточно большой. Нормирование ведётся «на глазок». Кто сумел, закладывает большие нормативы, большие цены на строительство и, соответственно, получает на этом большие доходы, порой необоснованные. Мы стараемся сделать так, чтобы эти расходы были обоснованы по всем показателям. Это даёт огромную экономию бюджета. Только на детских садах – а мы построили за пять лет 110 детских садов – сэкономлено около 6 млрд рублей, колоссальная сумма для нашей республики. Вот что такое правильное ценообразование.

Эту работу ведём в части строительства школ, больниц, других социальных объектов. Будем жёстко регулировать и контролировать ценообразование в строительстве. Это касается и строительства жилья в том числе.


Очень много людей сегодня порой платят завышенные деньги за те квартиры, которые покупают на строительном рынке. При этом мало того, что эти квартиры дорогие, они ещё и некачественные.

Я неоднократно убеждался в этом, когда заходил в новые построенные дома и видел, какого «качества» там строительные работы. В этом направлении мы будем работать.

Таким образом, больше всего нас будут интересовать два главных параметра – цена и качество. Здесь у региона есть возможности навести порядок. Тем более что федеральный центр поворачивается в сторону интересов рядовых граждан.

КОРР.: По итогам прошлого года Башкортостан занял первое место в Приволжском федеральном округе по темпам ввода жилья. Этот год в экономическом плане будет сложнее. Нужно повышать эффективность бюджетных капитальных вложений. Сохранит ли Республика Башкортостан свои лидирующие позиции?

Р. ХАМИТОВ: Нисколько не сомневаюсь, что республика в этом году сдаст примерно 2,65 млн кв. м жилья. Это столько же, сколько и в прошлом году. Даже может чуть больше сдать жилья. Спрос есть.

У нас есть возможности, чтобы снижать ставки ипотечного кредитования до разумных пределов. Заработала программа строительных сбережений. Сегодня много желающих участвовать в этом проекте. Там ставка кредитования ещё ниже – порядка 6-6,5 процента. Но для этого нужно в течение трёх лет накопить ресурсы либо в «Сбербанке», либо в «Уралсибе». Потом уже банки выдают ипотечные кредиты со ставкой 6-6,5 процента. Таким образом, мы помогаем людям.

У нас есть программа по строительству домов в сельской местности. Мы не собираемся останавливаться, тоже будем выделять ресурсы. Одним словом, там, где можем, помогаем и будем помогать.

Ещё раз хочу вернуться к теме цены и качества строительства. Это то, что всегда волнует и будет волновать людей.


Мы должны сделать всё, чтобы цена была доступной. А качество нужно поднять на такой уровень, чтобы не было стыдно за то, в каком состоянии сдаются дома.

КОРР.: В жилищно-коммунальном комплексе проблем не меньше. Но есть и достижения, и перспективы. Республика много лет успешно сотрудничает с Фондом реформирования ЖКХ. На днях одобрены заявки Башкортостана на предоставление средств для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Должны ли подхватывать эстафету другие территории? Как Вы оцениваете ход модернизации отрасли в целом?

Р. ХАМИТОВ: Среди вопросов, которые волнуют наших жителей, на первом месте – жилищно-коммунальные услуги. Все последние годы мы получаем только критику. Никаких позитивных сигналов по работе этого комплекса, к сожалению, не было до последнего времени.

Хотя сейчас нам удалось переломить ситуацию с расселением аварийных домов. У нас на сегодняшний день неплохо идёт эта программа, и мы выполним все обязательства по расселению людей. Это те дома, которые попали в программу расселения по состоянию на 1 января 2012 года. Но мы продолжаем обращаться в Правительство Российской Федерации, к Президенту страны с тем, чтобы эту программу пролонгировали. Аварийных домов много.


Неплохо идёт программа по капитальному ремонту. Объясняем нашим гражданам о том, что даёт эта программа. В прошлом году отремонтировали тысячу домов на 2,5 млрд рублей. Примерно таким темпом мы будем идти все последующие годы.

Эта программа при всей своей противоречивости (может быть, ещё не все понимают её необходимости), тем не менее делает хорошее правильное дело.

Мы говорим о ремонтах не только по тем программам, которые люди сами оплачивают. Кроме этого, средства нам выделяет Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Мы в числе лидеров Российской Федерации в этом смысле.

Ещё одна большая и почти нетронутая тема – это благоустройство дворов, прилегающих к нашим жилым домам территорий, создание комфортных условий в наших сельских населённых пунктах, районных центрах, небольших городах. Работы очень много, просто непочатый край. Но мы понимаем, что сейчас движемся правильным путём.
 

Поделитесь