О внедрении новой контрольно-кассовой техники
24 марта в рамках Предпринимательской площадки «Единой России» прошла конференция, посвященная мониторингу внедрения новой контрольно-кассовой техники. Свое мнение по теме конференции представил Владимир Шолом, председатель "Союза работодателей Республики Башкортостан" — регионального отделения РСПП.
Напомним, что 15 июля 2016 года вступила в силу новая редакция 54-ФЗ «О применении кассовой техники», которая обязывает предпринимателей использовать онлайн-кассы с 1 февраля 2017 года. Ранее в марте «Единая Россия» для реализации этого масштабного проекта предложила провести всероссийский мониторинг совместно с представителями ФНС и бизнеса.
Обсуждение на видеоконференции мне понравилось. Полностью согласен с авторами новации. Лет пятнадцать-двадцать назад в Литве на конференции я купил бытовое электронное устройство и попросил оправдательный документ для бухгалтерии. Я был удивлен, когда помимо кассового чека мне выдали бланк с водяными знаками и мокрой печатью, куда занесли мои паспортные данные. Копия бланка с моей подписью осталась у продавца. А у нас в то время (а где-то и сейчас) бухгалтерию и налоговую службу устраивали «приходники», купленные водителями на дороге, с печатями гостиниц, АЗС и т.п.
Поэтому я считаю, что такие новации опаздывают. Но так поспешно их внедрять тоже нельзя. Мы еще не забыли как внедрялись «тахографы». Кто-то «быстро» заработал и продолжает зарабатывать (или простаивает?). А государство, работодатели и работники не понимают зачем это было нужно. В то время предприниматели могли себе это позволить, такого кризиса не было, и не стоял вопрос о выживании малого предпринимательства. Сегодня я поддерживаю представителей регионов, выступивших на видеоконференции, которые предлагают «передвинуть» сроки вступления в силу норм закона, поскольку:
- законодательство не адаптировано к российским территориям;
- техническое обеспечение только что появилось, очень дорогое, по сути, от монопольных производителей.
Сотовый телефон намного более сложное устройство, - а стоит на порядок дешевле, поскольку между производителями жесткая конкуренция. Не сомневаюсь, что через год-два все эти «накопители» и т.п. будут стоить не 50-120 тыс. руб., а от 2 до 10 тыс. руб. и будут намного совершеннее и надежнее, чем те, которые предлагаются сегодня.
Учитывая, что эта новация не единственная, которая начинает действовать в 2017г. (изменения в природоохранном, земельном, налоговом, трудовом и др. законодательствах), я бы предложил:
- подождать с введением норм закона в силу до тех пор, пока на рынке не появятся несколько неаффилированных производителей технических устройств (сегодня нет выбора и «на складе отсутствуют»);
- протестировать, скажем, на реализации алкогольной продукции, технические средства и систему взаимодействия налоговой службы с предпринимателями (сегодня предприниматели не могут выполнять требования Росприроднадзора: зарегистрироваться на сайте невозможно – «интернет перегружен» или программное обеспечение не совершенно(?) и уже нарушают закон не по своей вине);
- поэтапное введение требований в зависимости от территорий и категорий налогоплательщиков (как ни странно меньше всего страдают предприниматели, использующие ЕНВД и патентную систему, - по крайней мере, не придется выкидывать имеющиеся кассовые аппараты);
- предусмотреть стимулы для предпринимателей, которые добровольно -досрочно будут внедрять эту систему на своих предприятиях.