Предложенная Минюстом реформа третейского судопроизводства одобрена комиссией правительства по законопроектной деятельности. Как и предполагал "Ъ", в проекте осталось требование о том, что третейские суды могут учреждаться лишь по разрешению правительства и только некоммерческими организациями (НКО). Пока неясно, коснется ли это ограничение только новых судов. В противном случае судам при коммерческих компаниях придется ликвидироваться или менять учредителей.
Законопроект о реформировании третейского судопроизводства, подготовленный Минюстом, был внесен в правительство еще в январе, но только вчера его рассмотрение наконец сдвинулось с мертвой точки. Комиссия по законопроектной деятельности одобрила внесенный пакет документов. Он предусматривает замену действующего закона "О третейских судах в РФ" новым законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве)", а также вносит поправки в процессуальные кодексы и ряд других нормативных актов.
Президент Владимир Путин поручил правительству разработать третейскую реформу еще в декабре 2013 года. Конкретными исполнителями стали Минюст и Минэкономики совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Внести проект в Госдуму планировалось к июню 2014 года, но обсуждение документа, представленного Минюстом, затянулось, текст неоднократно дорабатывался. При этом активность использования компаниями третейских судов (ТС) начала стремительно расти (см. "Ъ" от 17 апреля). Как следует из сообщения на сайте правительства, требование об учреждении ТС только при НКО, вызывавшее наибольшее количество споров, сохранилось. ТС по-прежнему не будут обязаны регистрироваться в качестве юридических лиц, но НКО-учредители должны получать разрешение на создание постоянно действующего суда у правительства (исключения составят Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ). "Это ограничение может привести к необоснованному вмешательству госорганов в деятельность арбитражей",— опасается партнер практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев.
Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов отмечает, что пока неясно, касаются требования для учредителей только новых ТС или же будут распространены на уже существующие суды. В последнем случае ТС при коммерческих компаниях придется ликвидироваться или сменить учредителей. Рустам Курмаев считает, что "очищение системы от так называемых карманных судов будет самым главным последствием реформы". Тем не менее он полагает, что большинство банков и крупных коммерческих организаций постараются сохранить свои ТС — путем реорганизации существующих или создания новых судов.
В третейском суде "Газпрома" вчера не смогли прокомментировать третейскую реформу. Источник "Ъ", близкий к компании, пояснил, что нужно дождаться одобрения законопроекта Госдумой и "посмотреть, какова будет окончательная версия". "Если требование об учредителях-НКО устоит, то реорганизовать суд, скорее всего, придется, но пока неясно, в какой форме. Будем думать",— сообщил собеседник "Ъ", отметив, что газовая монополия хотела бы сохранить свой ТС.
В то же время жесткий запрет на рассмотрение ТС споров со своими учредителями и аффилированными с ними лицами в последней версии документа был смягчен. В Минюсте "Ъ" пояснили, что "в проекте сохранились положения, направленные на предотвращение конфликта интересов в деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения", в том числе случаи, при которых не допускается администрирование разбирательства со стороны ТС. Но при этом учтена позиция Конституционного cуда, который в ноябре признал возможность рассмотрения ТС споров с участием своих учредителей, указав, что первоочередное значение имеет пристрастность конкретных арбитров.
© Газета "Коммерсантъ" №71 от 22.04.2015