В качестве сверхзадачи для власти глава Башкирии назвал вовлечение населения в активную экономическую жизнь
«В Европе, в ряде стран Запада буквально сейчас начинается и хорошо разворачивается работа по социальной экономике, экономике солидарности. На предприятиях существует кооперация, коллективная собственность. В Европе – 180 тысяч кооперативов, в которых работает 4,5 млн человек. Франция: сектор такой экономики обеспечивает 10 процентов ВВП, 2 млн рабочих мест, 14 процентов занятости в частном секторе. Есть Европейская конфедерация промышленных и сервисных кооперативов. 50 тысяч кооперативов, 1,5 млн работающих человек», - глава Башкирии озвучил цифры во время пленарного заседания на закрытии Российского инвестиционного форума «Сочи-2017».
Он посетовал, что «народ не идет» в бизнес. «Давайте мы постараемся создать им условия для кооперирования. Если он боится остаться один с окружающей действительностью, давайте организуем коллегиальную форму ответственности. Не ООО, где два-три хозяина, а 100 человек – кооператив. Это их предприятие. Всю прибыль, которую они получают, направляют на развитие», - предложил решение проблемы Рустэм Хамитов.
Напомним, слабые темпы развития предпринимательства и малого бизнеса давно волнуют власти Башкирии. В Сочи Рустэм Хамитов озвучил последние данные: малый бизнес в республике сегодня – это 30% занятых в экономике, 20% валового регионального продукта и только 10% налогов в региональный бюджет. По мнению главы Башкирии, долю вклада малого бизнеса в бюджет надо поднять до 15-20%. В середине прошлого года он говорил также о том, что количество малых предпринимателей в регионе должно увеличиться как минимум вдвое. По данным исследования института социологии РАН, ресурсы для этого есть: помимо 6% жителей, имеющих свое дело, еще 2,5% намерены начать собственный бизнес в ближайшее время, а 25% «хотели бы открыть свое производство, но не могут, потому что нет начального капитала или они опасаются рисков.
Тем не менее за весь 2016 год количество субъектов малого бизнеса в республике выросло только на 3%.
Помочь ситуации призвана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства» до 2030 года, которая находится в стадии обсуждения. В стратегии прописаны различные меры стимулирования малого бизнеса, которые носят, в основном, методический характер.
О том, что льготы для малого и среднего бизнеса имеют «скорее психологическое значение, но не экономическое», говорил в Сочи и Рустэм Хамитов: «Наш опыт показывает, что прямой корреляции, зависимости между льготами и активизацией предпринимательства пока нет». При этом он отметил, что эффект есть от индивидуальной работы муниципалитетов с каждым предприятием, расположенным на их территории: «500 предприятий – значит, работа с 500 предприятиями, тысяча предприятий – значит, с тысячей».