Инвестиционную льготу для всех компаний, вкладывающих в модернизацию, премьер-министр Дмитрий Медведев предложил в прошлую среду: снизить налог на прибыль с 20 до 5%. Для этого компании должны направлять деньги на реконструкцию и модернизацию производства.
В четверг механизм обсуждался в правительстве. Регионам могут дать право выбрать – снизить налог на прибыль до 5% или предоставить вычет по налогу на прибыль на часть инвестиций в движимое имущество, рассказывает федеральный чиновник. При втором варианте оборудование, разумеется, не будет амортизироваться, добавляет он. Возможно, будут ограничены круг отраслей и виды инвестиций, отмечает другой чиновник. Такой механизм обсуждался, подтверждает третий чиновник, это идея Минфина.
Представители Минфина и Минэкономразвития переадресовали вопросы в правительство. В любом случае речь идет о праве регионов, подтвердила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, дано время дополнительно проработать и внести предложения.
Сниженная ставка по налогу на прибыль до 5% – это более доступные региональные инвестиционные проекты, объясняет один из чиновников. Схема по инвестльготе уже есть, но ее «надо докрутить», говорил ранее замминистра финансов Илья Трунин, ссылаясь на механизм региональных инвестпроектов. Он предусматривает льготы, если 90% выручки формируется от продажи продукции, произведенной по такому проекту, а вложения за три года – от 50 млн до 500 млн руб. Такие компании не платят налог на прибыль в федеральный бюджет в течение 10 лет, а в региональный – по ставке 10% в течение пяти лет, при этом регионы также могут обнулить свою часть налога. Из-за условия, что 90% доходов должны формироваться от проекта, механизм скорее направлен на развитие нового производства, а не на модернизацию, говорит партнер KPMG Нина Гулис, иногда приходится проходить через долгие предварительные процедуры. Пользователей таких инвестпроектов можно по пальцам пересчитать, согласен директор Deloitte Василий Марков. По оценкам Deloitte, в 2015 г. на получение статуса регионального инвестпроекта было подано всего 11 заявок, а на резидентство в территориях опережающего развития (ТОР) – 127.
Вычет инвестиций может заинтересовать тех, кто много вкладывает в движимое имущество, говорит Марков, а для инвестирующих в недвижимость выгоднее сниженная ставка налога на прибыль. В 2016 г. в недвижимое имущество компании направили 45,2% всех инвестиций в основной капитал, в движимое – 30,6%, свидетельствуют данные Росстата.
Запрет на амортизации логичен, говорит Марков, иначе сумма инвестиций уменьшала бы налог дважды. Получить вычет вместо амортизации будут готовы крупные компании с большими проектами, считает партнер EY Иван Родионов, новым площадкам вычет не нужен, прибыль у них, как правило, появляется через несколько лет. Налоговый вычет интереснее для тех, кто модернизирует само производство, согласен налоговый менеджер крупной компании. Партнер PwC Кирилл Никитин, напротив, считает, что для бизнеса интереснее пониженная ставка налога на прибыль, так как она не исключает право на амортизацию. К тому же проверять обоснованность права на вычет сложно – компания может получить прибыль в одном регионе, а потратиться на инвестиции в другом, говорит он.
В любом случае льгота будет очень полезна, особенно учитывая, что с 2018 г. регионы смогут отказываться от существующей сейчас льготы по налогу на новое оборудование, говорит менеджер компании. И сейчас льгот немало, замечает он. Например, снизить ставку налога могут сами регионы – до 15,5%, резиденты ТОР не платят налог в федеральный бюджет, а в региональный – 5%. Но упирается все в региональных чиновников, которые отказываются давать льготы, жалуется менеджер. Если дать на откуп регионам, вряд ли льгота будет работать, согласна Гулис: не все они будут готовы предоставить преференции.
Стимулов инвестировать достаточно, считает чиновник финансово-экономического блока, а новая льгота ударит по региональным бюджетам. На это же указывал и председатель ЦСР Алексей Кудрин на коллегии Минфина. В 2016 г. поступления от налога на прибыль дали около 12% доходов регионов (2,8 трлн руб.). А из-за отдельных преференций консолидированный бюджет недополучил почти 600 млрд руб. налога на прибыль, следует из данных ФНС на 1 октября 2016 г.
Право регионов выбирать – положительный шаг, говорит Марков, но это может еще больше усилить разрыв между ними: активно привлекающие инвесторов станут богаче, а бедные – беднее. Федеральные льготы почти всегда били по региональным бюджетам, отмечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Регионы без дотаций традиционно активнее пользуются налоговыми инструментами, следует из рейтинга налоговой политики регионов PwC. Если власти региона думают долгосрочно, то будут готовы какое-то время мириться с дефицитом, говорит федеральный чиновник.