Предприниматели жалуются на проблемы взаимодействия ФНС и ПФР

©

Как стало известно “Ъ”, бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме главе ФНС Михаилу Мишустину сообщил о проблемах, возникших при передаче администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда налоговой службе. Со ссылкой на предпринимателей в письме сообщается, что во многих случаях (омбудсмен имеет два десятка обращений к нему по этому поводу) данные о долгах по взносам были переданы некорректно, из-за чего у компаний возникала на деле не существующая задолженность. В ФНС и Пенсионном фонде заявляют, что уже приняли порядок исправления представленных сведений. В фонде сообщили, что повторно направляют в ФНС данные о лицевых счетах в электронном виде — «переплат быть не должно».

В письме Михаилу Мишустину Борис Титов ссылается на сообщения предпринимателей о том, что данные Пенсионного фонда о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам передаются в налоговые органы «в значительном числе случаев некорректно» и содержат «недостоверные сведения о наличии задолженности у предпринимателей». В результате, пишет омбудсмен, налоговые инспекции принимают решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и принудительном списании денежных средств. Господин Титов подтверждает, что ФНС не вправе сама корректировать поступившие к ней данные. Так что предприниматели, приносящие им из ПФР бумажные документы с подтверждением своей «невиновности», остаются ни с чем.

Масштаб проблемы оценить сложно. Центральный аппарат уполномоченного зафиксировал порядка 20 обращений, но случаи возникновения таких проблем, по словам его сотрудников, «наблюдались в каждом втором регионе». К письму Бориса Титова приложены жалобы бизнеса, в одной из них предприниматель Сергей Корниенко из Красноярского края пишет, что несмотря на подтвержденное Пенсионным фондом отсутствие недоимки и обещание самого фонда отправить информацию в течение двух-трех дней, у него приостановлены расходные операции по счету. «Мы не можем оплачивать поставки товара нашим контрагентам и производить другие расчеты»,— жалуется предприниматель. Его коллега из Краснодарского края Елена Смолева сообщает, что «предприниматели обращаются в Пенсионный фонд, пишут заявление на корректировку недостоверных начислений, получают протокол на уменьшение суммы по уточненным расчетам» — данные передаются в отделение фонда и в правление ФНС, «но механизм урегулирования до сегодняшнего дня не работает».

Выход из ситуации Борис Титов видит во введении переходного периода — дать налоговикам до 1 июля 2018 года возможность принимать бумажные документы, подтверждающие уплату взносов и самостоятельно корректировать данные. Принудительное взыскание в отношении долгов по страховым взносам при этом предложено не производить.

В Пенсионном фонде наличие проблемы косвенно признают — “Ъ” там сообщили, что вместе с налоговой службой занимаются «обращениями страхователей по вопросам задолженности за периоды до 2017 года». В фонде сообщили, что предоставляют всем страхователям выписки из их лицевых счетов о задолженности или о ее отсутствии и повторно направляют в ФНС эти данные в электронном виде. «В настоящее время утверждены правила по корректировке лицевых счетов плательщиков в ФНС в части задолженности. Переплат не должно быть»,— обнадеживает бизнес ПФР.

При этом в ФНС подчеркивают, что имеют право принимать информацию о сальдо расчетов по страховым взносам только в электронном виде и с электронной цифровой подписью. В службе “Ъ” подтвердили, что вместе с Пенсионным фондом разработали порядок направления органами ПФР информации о корректировке сальдо расчетов страхователей. Этот порядок предусматривает, что Пенсионный фонд выносит решение об исправлении ранее представленных сведений и направляет его заявителю на бумаге, а в налоговые органы — в электронном виде. «Регламент работы с обращениями плательщиков предполагает выполнение всех процедур по внесению исправленных данных в информационные ресурсы налоговых органов в месячный срок»,— отмечают в ФНС.

Коммерсантъ

Поделитесь