Кремль признал, что важная для бизнеса реформа контроля и надзора, которую поручил разработать президент, с первой попытки не состоялась. РБК выяснил, как предлагали реформировать систему и чего можно ожидать в 2016 году.
Слишком тяжелый вес
«Первый подход к снаряду у нас успехом не увенчался. Надеемся, что второй подход к снаряду приведет к тому, что этот вес будет взят» — так помощник президента Андрей Белоусов 15 декабря прокомментировал реформу контрольно-надзорной деятельности, которая могла быть запущена в этом году, но теперь отложена в долгий ящик.
В течение года периодически всплывали самые разные идеи административной реформы — вплоть до объединения Минфина и Минэкономразвития и ликвидации целого ряда самостоятельных регуляторов. Предприниматели надеялись в первую очередь на сокращение избыточных проверок, но ожидания бизнеса не сбылись — на недавнем совещании в правительстве было решено отказаться от радикального пересмотра контрольно-надзорной системы.
Еще один вариант — гораздо менее острый — исходил от Минэкономразвития и предполагал создание «объединенных инспекций» на региональном или муниципальном уровне и внедрение проверок по принципу «одного окна».
Однако 3 декабря 2015 года из нового Послания Путина Федеральному собранию стало понятно, что реформа контрольно-надзорных органов откладывается. Новый срок — 1 июля 2016 года: к этому времени правительственная комиссия по административной реформе, возглавляемая вице-премьером Сергеем Приходько, совместно с деловыми объединениями должна представить «конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров сообщил РБК, что организация разработает и направит свои предложения в начале 2016 года. В свою очередь, у РСПП есть предложения по оптимизации контрольно-надзорных функций госорганов, которые ранее представители крупного бизнеса уже направили Михаилу Абызову и в Минэкономразвития, сказал вице-президент РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. «Готовы еще раз выйти с этим предложениями», — говорит он. «Сейчас первоочередной задачей является формирование «дорожной карты» по оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Основной акцент в ней предлагается делать на сокращение контроля и надзора в конкретных сферах деятельности», — добавляет Варварин.
Представитель «открытого правительства» сказал РБК, что поручения премьер-министра с указанием ответственных исполнителей пока нет. Владимир Путин в своем поручении по итогам послания конкретизировал только двух исполнителей — Дмитрия Медведева и комиссию по административной реформе. «Открытое правительство» в отличие от июльского поручения на этот раз не фигурирует.
Что отверг Кремль
Итоговую версию доклада Белый дом и Кремль засекретили. Но два источника, знакомые с ходом подготовки доклада, — один из правительства, другой из экспертного сообщества — рассказали РБК, что в Кремль поступил вариант, в рамках которого предлагалось создание шести федеральных надзоров вместо существующих 40 с лишним. При этом, как утверждает источник в правительстве, «предложений по сокращению министерств не было».
«Шла речь об экономическом надзоре, что предполагает [слияние] ФАС и ФСТ, экологическом — [объединение] Росгидромета и Росприроднадзора, финансовом — Росфиннадзор, Росалкогольрегулирование и Счетная палата», — говорит источник в Экспертном совете при правительстве. Технический надзор предлагалось создать на базе Ростехнадзора, Росаккредитации, Роскомнадзора, Ространснадзора и Росстандарта. Наконец, речь шла о создании аналога американского Food and Drug Administration — мегарегулятора по контролю над безопасностью пищевых продуктов и лекарств на базе Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора (РБК сообщал об этом осенью), а также социального — на базе Рособрнадзора и Роструда.
Создание этих укрупненных надзоров предполагало сокращение 30% численности существующих контрольно-надзорных органов, но не предполагало автоматической экономии бюджетных средств на ту же величину, говорят два источника в правительстве. «Сэкономленные средства предлагалось пустить на увеличение зарплат оставшимся сотрудникам надзоров», — поясняет один из источников. «Такой подход шел вразрез с политикой по сокращению расходов на госслужащих», — говорит источник в экспертном сообществе.
Однако эти идеи отклонил в Кремле помощник президента Андрей Белоусов, утверждает источник в правительстве. «В целом реформа идет туго, очень много заинтересованных лиц», — говорит один из собеседников РБК. В частности, против объединения Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора выступал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, говорит один из источников в правительстве. Получить комментарий Данкверта не удалось, а пресс-служба Россельхознадзора во вторник вечером не ответила на запрос.
Кардинальной реформы не будет
«Реформа будет идти этапами. Сейчас все готово к присоединению Ространснадзора к Ростехнадзору. Также решен вопрос об объединении ФНС и ФТС», — говорит источник РБК в правительстве. В пресс-службе Ростехнадзора не подтвердили возможное объединение с Ространснадзором, в Ространснадзоре отказались от комментариев.
Но радикальных мер по изменению структуры контрольно-надзорных органов решено не предпринимать, заявил 15 декабря Андрей Белоусов. Он указал, что такое решение было принято на совещании у Дмитрия Медведева. «Совещание было. Решения о радикальной реформе контроля и надзора не принималось. Но совершенствование [функций] будет происходить в соответствии с посланием президента», — сказала РБК пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова.
«Мы должны запустить комиссию по административной реформе, которая за полгода должна провести инвентаризацию избыточных регулирующих функций контрольно-надзорных органов, чтобы за следующие полгода это все отменить. Эта задача, которая, видимо, сейчас свалится на Минэкономразвития», — говорит Белоусов, добавляя, что в части законодательства нужно «решить вопрос о внедрении риск-ориентированного подхода».
Внедрение такого подхода предполагает законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», который разрабатывает Минэкономразвития. Он означает отказ от системы плановых проверок, которые проводятся раз в три года. Контрольные органы «должны будут тщательно анализировать поступающую в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию на предмет срабатывания профилей риска и выходить на проверку только в случае обнаружения соответствующих отклонений от нормальных значений показателей», — говорил ранее заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев. В октябре на парламентских слушаниях он ссылался на мировой опыт использования такого подхода и говорил, что его применение позволяет сократить общее количество проверок на величину от 30% до десятков раз, а отдельные категории бизнеса освободить от необходимости прохождения плановых проверок.
Судьбу закона, работа над которым приостановлена, в Минэкономразвития комментировать отказались.