Использовать запускаемый ФНС сервис «Прозрачный бизнес» для минимизации налоговых претензий не получится, но компаниям станет проще следить за контрагентами
Впервые за много лет ФНС планирует «включить свет в темной комнате» — открыть налоговые тайны организаций для всех желающих. С 1 августа 2018 года начнет работу сервис «Прозрачный бизнес», который сделает доступной информацию о численности работников организации, применяемых режимах налогообложения и об участии в консолидированных группах налогоплательщиков. Еще через два месяца в сервисе появятся сведения о доходах и расходах организаций, суммах уплаченных налогов, сборов и страховых взносов.
А с 1 декабря 2018 года открытость распространится и на информацию о налоговых недоимках и задолженности по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях организаций. Аналогичная информация о страховых взносах появится в сервисе в 2019 году. Закрытыми останутся только данные стратегических предприятий и крупнейших налогоплательщиков — по задумке законодателей, они станут «прозрачными» только в 2020 году.
Логика государства понятна: открытость данных поможет лучше оценить контрагента, убедиться, что он не является фирмой-однодневкой, и проявить должную осмотрительность — в данном случае это вполне конкретное понятие, активно используемое налоговиками в ходе проверок. Предполагается, что если компания не проявила «должную осмотрительность» при выборе контрагента, а тот оказался фирмой-однодневкой, то и вычет по НДС такой компании не положен.
Однако запуск сервиса откладывался уже два раза и в результате отчасти опоздал. Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в НК РФ введена ст. 54.1, согласно которой основным критерием, подтверждающим обоснованность получения налоговой выгоды, является реальность осуществляемых операций. А проблема должной осмотрительности уходит на второй план.
Поэтому использовать сервис для минимизации претензий от налогового органа уже не получится. А проверку контрагентов в целях реальной безопасности бизнес делал совсем другими способами, не дожидаясь сервиса от ФНС.
Плюсы и минусы
И все же сервис будет полезен для предпринимателей:
— Он, безусловно, повысит прозрачность бизнеса — компании не смогут врать на тендерах или при переговорах о том, что у них в штате «сотни дипломированных специалистов в требуемой отрасли» или «многомиллионные контракты».
— Появятся более объективные рейтинги компаний в разных отраслях (ведь сведения об участниках рейтинга будут получены не от самих компаний, а из объективных источников). Это станет стимулом для компаний, участвующих в рейтингах, избегать черных оборотов и псевдосотрудников за штатом.
Но у прозрачности, конечно, есть и обратная сторона, и иногда она будет вредить предпринимателям:
— Возрастает цена ошибки. Например, если компания случайно заплатила налоги некорректно, но быстро урегулировала претензии налоговой инспекции, то об этой оплошности мог никто и не узнать. Теперь же эти сведения могут стать клеймом на ее репутации (отсутствие претензий со стороны налоговой часто являются критерием для выбора контрагентов).
— Легче станет работать рейдерам. Часто рейдерам для атаки на бизнес необходимо максимально изучить его. Конечно, при рейдерских атаках нередко используется административный ресурс, и все требуемые сведения достаются из закрытых источников. Но теперь — даже «рейдеры-любители» смогут легко получать необходимую информацию.
— Учитывая не очень успешный опыт предыдущих попыток запуска сервиса, есть риск, что и сейчас он будет запущен со сбоями. Например, нечаянно раскроются лишние сведения. Или часть сведений будет указана некорректно. Хотя ФНС и является одним из лидеров среди госорганов по автоматизации своей деятельности, сюрпризы вполне возможны.
К чему нужно быть готовым
Чтобы не потерять важного клиента и не проиграть тендер, необходимо до публикации сведений понимать, какие данные о вашем бизнесе отобразятся в сервисе ФНС. А значит, нужны внутренние процедуры юридического и налогового комплаенса: они занимают немного времени, но при правильной организации помогают заблаговременно выявлять проблемы и устранять их до того, как они станут публичными.
Регулярно отслеживайте информацию на сервисе. В налоговой службе тоже работают люди, и они (как, впрочем, и роботы) могут ошибаться. Если вы увидите недостоверные сведения о вашей компании — необходимо будет немедленно обжаловать в налоговой их публикацию и добиться исправления ошибок.
Мониторьте своих основных контрагентов при каждом обновлении сведений в сервисе. Если вы увидите динамичное падение выручки или сокращение персонала — это сигнал, что компания может перестать платить по своим счетам или не сможет выполнить все обязательства перед вами.
Что дальше
Учитывая общий тренд на цифровизацию госуправления, контролирующие органы, скорее всего, и дальше будут расширять список публикуемых сведений. Возможно, нас ждет раскрытие данных и других ведомств (в том числе ФТС). Но хотелось бы, чтобы со временем для бизнеса стала доступной и информация о рискованных контрагентах и цепочках, полученная налоговыми органами с помощью электронного декларирования и обработки big data программой АСК НДС. Ведь целью ФНС должно являться не наказание нарушителей, а помощь бизнесу в том, чтобы эти нарушения не допускать.