Подготовленный Минэкономики нацпроект по развитию малого и среднего бизнеса запрошенной стоимостью 554 млрд руб. сочетает в себе прежние «переупакованные» в новый формат меры господдержки с обновленными целевыми показателями вроде увеличения числа занятых в сфере малого предпринимательства с 19 млн до 25 млн человек. Добиваться этого ведомство предлагает за счет создания единого агрегатора мер поддержки и помощи в сбыте продукции. Предприниматели, впрочем, ждут от властей несколько иного — прежде всего финансовой поддержки и субсидирования процентной ставки, льготного лизинга, а также создания стимулов для выхода из тени.
Разработанный Минэкономики нацпроект «Малое и среднее предпринимательство (МСП)», рассчитанный до 2024 года (есть у “Ъ”), в понедельник будет рассмотрен на президиуме совета при президенте по приоритетным проектам. Стоимость нацпроекта — 554 млрд руб., его руководитель — глава Минэкономики Максим Орешкин, куратор — первый вице-премьер Антон Силуанов.
Одна из главных целей нацпроекта взята из нового майского указа — увеличение на 30% численности занятых в сфере малого предпринимательства с нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. На финансовую поддержку предпринимателей планируется потратить 178 млрд руб., объем кредитного портфеля МСП должен вырасти с 4 трлн до 9 трлн руб. Масштабно выглядит и цель удвоения за шесть лет объема госзакупок у малого бизнеса — с нынешних 2 трлн руб. до 4,2 трлн руб. Целевой показатель экспорта на этом фоне выглядит куда скромнее — доля МСП-экспортеров, включая ИП, должна достигнуть 10% (сейчас — 6%).
Нацпроект, который состоит из восьми разделов, в большинстве случаев переупаковывает уже имеющиеся меры господдержки. Это, в частности, «выращивание» из МСП поставщиков для крупнейших заказчиков, создание системы акселерации малого бизнеса и инфраструктуры для него — на это запрошено 237 млрд руб.
Нацпроект предполагает к июлю 2019 года создание единого агрегатора мер господдержки. Есть в нем и раздел по самозанятым — предлагается, что с новым режимом налогообложения (единый платеж с выручки), вычетом для физлиц—потребителей услуг самозанятых, а также с налоговым капиталом (сумма на развитие бизнеса, которая пойдет в счет уплаты налога) правительство определится к марту 2019 года. Напомним, что легализация самозанятых и введение для них платежей — это одно из невыполненных поручений президента.
Самым новаторским разделом нацпроекта выглядит проект по созданию цифровой платформы поддержки производственной и сбытовой деятельности МСП. К февралю 2019 года должен быть сформирован реестр производственных малых предприятий — потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков. К ноябрю 2019-го «Бизнес-навигатор» должен быть интегрирован с информационной системой промышленности ГИСП — в том числе для организации сбыта продукции.
По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, нацпроекту не хватает целевых показателей — например, по мерам акселерации: сколько малых предприятий выросло из микробизнеса. «Малый бизнес нуждается прежде всего в длинных и дешевых деньгах. Поэтому нацпроекту нужны самые эффективные меры — субсидирование процентной ставки, льготного лизинга, участие в ярмарках и выставках»,— говорит Александр Калинин. С ним соглашаются и в «Деловой России» — в отзыве на нацпроект сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян отмечает, что документ нужно дополнить показателем развития МСП, кроме того, по его мнению, в нацпроекте упущен такой важный показатель, как доля МСП в ВВП к 2024 году. Также в «Деловой России» указывают, что программа вывода предпринимателей из тени должна базироваться не только на налоговых режимах, но и на создании системы стимулирования легальной деятельности.