Реформировать работу контрольно-надзорных органов Минэкономразвития предложило в проекте антикризисного плана правительства на 2016 г. В документе перечислены новые принципы проверок: применять риск-ориентированные подходы, проводить предварительные проверки, заменить штрафы предупреждениями и предписаниями, если нарушения выявлены впервые и не причинили никому вреда. Кроме того, министерство предлагает снижать штраф в зависимости от финансового положения предпринимателя.
Часть контролеров уже использует эти принципы. Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назначает штрафы ниже минимального. По Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) минимальный штраф с компании за антимонопольное нарушение – 100 000 руб., но, если компания исправила нарушения или у нее сложное финансовое положение, штраф может быть и ниже (минимум 50 000 руб.).
И в ФАС, и в ФНС введена система досудебного урегулирования споров, для налоговых органов она обязательна. До судов доходят только дела с качественной доказательной базой, с судебной перспективой, объясняет чиновник ФНС, а изменение подходов к контрольной работе позволяет ежегодно сокращать число проверок.
Еще одна мера – введение проверочных листов: в них будут перечислены основные требования, которые станут предъявлять контролеры при проверках. Если не избавиться от абсурдных и многочисленных требований, мало что изменится, говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В 2015 г. система управления рисками использовалась только 10, т. е. половиной контролирующих органов, подсчитали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), и только в 15% проверках. Всего же, например, в 2014 г. было проведено 1,9 млн проверок федеральными органами, 527 600 – региональными, 31 400 – муниципальными, подсчитало Минэкономразвития. По оценкам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, переход к риск-ориентированному подходу позволит сократить расходы государства на контроль на 20%, отказ от лишних контрольных функций сэкономит бизнесу около 1 трлн руб. По оценкам ВШЭ, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП.
Чаще других проверяют МЧС (34% от общего числа проверок), Роспотребнадзор (16,6%), ФНС (12,2%), Ростехнадзор (8,6%), Роструд (6,7%), МВД (5,6%) и Россельхознадзор (5%), оценили эксперты открытого правительства. Многие функции контрольно-надзорных органов дублируются. Например, санитарно-эпидемиологические условия труда и выполнение требований по его охране проверяют сразу и Роспотребнадзор, и Роструд. Экологический надзор дублирует Роспотребнадзор, а его – Россельхознадзор, говорит Корочкин: примеров, когда к бизнесмену приходят по одному нарушению разные службы, полно. Ранее Минэкономразвития уже предлагало оптимизировать численность Росалкогольрегулирования (1357 человек на конец 2015 г.), передав контроль за качеством алкогольной продукции Роспотребнадзору (18 103 человека), а полномочия по учету продукции – ФНС. Такой же подход предлагался и в транспортном надзоре: в Ространснадзоре работает 5997 человек, в Росавиации – 2015, в Росморречфлоте – 255, а в Росжелдоре – 417. Минэкономразвития также хотело создать «объединенные инспекции» для надзора за предприятиями с ограниченными рисками (общепит, малые магазины).
Предложения Минэкономразвития больше напоминают тактический план, говорит Корочкин, а нужно заменять проверки другими мероприятиями. Необходимо классический надзор – проверить как можно больше, чтобы наложить побольше штраф, – превратить в систему предупреждения нарушений, объясняет он: например, проводить встречи с бизнесом, изучать работу компании.