Новые IT-решения в системе Федеральной налоговой службы позволят налоговым органам в перспективе напрямую влиять на поведение компаний, трансформируя бизнес-культуру, заявили вчера представители ФНС на форуме "Цифровые вершины" в РАНХиГС. Дело не столько в предполагаемом сокращении доли "тени" в экономике и возможностях системы Минфина — пока IT-решения выглядят как единственный реальный способ оптимизации госуправления, и для бизнеса это означает более плотное, чем сейчас, госрегулирование в режиме онлайн.
Форум "Цифровые вершины" на площадке Российской академии народного хозяйства и госслужбы обсуждал актуальные вопросы IT-технологий для бизнеса (в первую очередь управления им) и государственных структур. На форуме, организованном РАНХиГС и Институтом развития интернета, подводились итоги профильного конкурса — премии "Цифровые вершины". Премия в 15 номинациях (359 заявок) присуждена крупнейшим проектам в сфере IT: две номинации выиграл проект "1С-Битрикс", лучшей системой управления проектами признан проект "Мегаплан", лучшей CRM-системой — Yclients, лучшей системой автоматизации процессов на предприятии — Datasurf. Премии также получили проекты "Мой Офис", BLOXY, Zorge, Workspad, "КоллХелпер — конструктор скриптов продаж" и Pryaniky.com. Премию также получила система личных кабинетов налогоплательщика на сайте ФНС России и мобильный сервис "Сбербанк бизнес онлайн".
Одним из наиболее важных на форуме были выступления двух заместителей главы ФНС, Дмитрия Григоренко и Андрея Петрушина — налоговая служба впервые раскрыла свои представления о том, как IT-технологии ФНС влияют и будут в перспективе влиять на бизнес-процессы в деловой среде. Напомним, ФНС в последние годы реализовала впечатляющие проекты в сфере IT-обеспечения сборов налогов, и презентация Андрея Петрушина была соответствующим образом озаглавлена — "IT-решения как главный инструмент пополнения бюджета". Презентация Дмитрия Григоренко "Налоговая в "облаках"" была посвящена перспективам новых возможностей, которые появляются у госаппарата в связи с возможностями анализа big data — причем не столько с точки зрения собственно собираемости налогов (с 2011 года, в первую очередь за счет системы контроля НДС и внутренней перестройки работы ФНС, эти решения в основном влияют на динамику сборов вне конъюнктурной составляющей), сколько за счет появления новых по идеологии инструментов работы налоговой службы. По словам господина Григоренко, современные IT-решения позволяют ФНС планировать не только стопроцентный охват налогоплательщиков, но и анализировать данные в режиме онлайн, прогнозировать поведение налогоплательщика и в пределах компетенции службы влиять на них, занимаясь "не следствиями, а причиной" неуплаты налогов и ухода в некорректные схемы работы. По словам представителей ФНС, в результате анализа big data появляется возможность изменять нормативную документацию адекватно реальным бизнес-процессам у налогоплательщиков и "менять бизнес-культуру общества".
Отметим, в настоящее время можно говорить о влиянии на бизнес четырех развивающихся проектов ФНС — будущей системы АСК "Налог-3", которая резко расширит возможности контроля ФНС за уплатой налогов (в том числе за пределами НДС), системы контроля розничных продаж на основе нового поколения контрольно-кассовой техники, систем маркировки товаров на базе RFID-меток и создания единой информбазы данных для идентификации граждан. Достаточно логичное продолжение такой системы, что, впрочем, ФНС активно не комментирует (это компетенция Минфина и ЦБ) — это трансформация банковских платежей на основе blockchain-технологий, развитие платежных систем с платежами в режиме реального времени и сокращение наличного денежного оборота (возможно, директивного — через дальнейшее ограничение пороговых сумм наличных платежей, Минфин неоднократно обсуждал это как перспективу будущего). Однако уже по итогам первого раунда "цифровой революции" в экономике можно говорить о довольно скором, на горизонте пяти-семи лет, новом и сильном даже в сравнении с экономическими событиями 2004-2011 годов влиянии IT-технологий на деловую среду.
Исходя из комментариев ФНС, в правительстве вполне осознают открывающиеся перспективы — и в сфере повышения собственной эффективности, и в сфере возможной трансформации госрегулирования, которое постепенно будет приводить к большей, чем сейчас, интегрированности работы компаний и контрольно-надзорных органов. "Онлайн-госрегулирование" — явление, к которому российскому бизнесу, видимо, придется адаптироваться, преодолевая сейчас отчетливое отделение бизнес-сферы от сферы госуправления. К тому же с большой вероятностью IT-решения будут размывать и само понятие "тени" в экономике.