ФАС готова освободить малый бизнес от своих проверок лишь до 2018 года

©

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает ограничить обещанные надзорные каникулы для малого бизнеса. Поправки в четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон о защите конкуренции), одобренные во вторник Комиссией правительства по законопроектной деятельности, запрещают плановые проверки ФАС лишь до 1 января 2018 г. Ранее на совещании у первого замруководителя аппарата правительства Максима Акимова (копия протокола есть у «Ведомостей») было решено навсегда освободить малый бизнес от большинства проверок ФАС.

По законопроекту будет введен мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и компаний, среди учредителей которых только физлица, если годовая выручка не превышает 400 млн руб. Их нельзя будет признать доминирующими на рынке. Компании с долей рынка менее 35% предложено временно исключить из реестра хозяйствующих субъектов ФАС. Жалобы о злоупотреблениях таких компаний и предпринимателей рассматриваться не будут, поясняет начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, дело будет разбираться в суде. Чтобы провести внеплановую проверку, ФАС придется получать согласие прокуратуры. Кроме того, мораторий не коснется картелей. Минэкономразвития предлагало освободить от проверок все компании малого бизнеса, а не только учрежденные физлицом и признать допустимыми картельные соглашения между ними, говорит представитель ведомства. 24% всех дел ФАС в 2014 г. касались малого бизнеса.

Это антикризисная мера, поэтому ФАС предлагает ввести временные иммунитеты и посмотреть, как они будут работать, объясняет Пузыревский. Он не исключает, что срок иммунитета будет продлен, если опыт окажется успешным. Но если без госзащиты в каких-то секторах возникнут проблемы, то потребуются другие подходы к регулированию, предупреждает Пузыревский. Даже компания с оборотом в 400 млн руб. может быть монополией с долей 100% рынка и причинять ущерб экономике, считает он. Ограничение срока иммунитета нецелесообразно, оно не должно быть связано с наличием или отсутствием кризисных явлений в экономике, не согласен представитель Минэкономразвития. Мелкие компании по определению не могут доминировать на рынке, поскольку само их существование доказывает, что барьеров для входа на рынок нет, а значит, нет и необходимого признака монополии, подчеркивает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков.

Мнения деловых ассоциаций разошлись. Негативное влияние антимонопольных проверок ФАС на малый бизнес преувеличено, защищает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. В «Опору» не поступило ни одной жалобы на деятельность ФАС, а введение иммунитета и исключение компаний из реестра снизит контроль, что увеличит монополизацию рынков, особенно на местном уровне. На ФАС не жалуются потому, что у индивидуальных предпринимателей просто не хватает денег на юристов, спорит представитель «Деловой России».

Иммунитет от проверок малых предпринимателей сложно назвать серьезной антикризисной мерой, считает Новиков. ФАС рассматривает на два порядка больше дел, чем зарубежные органы, службе не хватает ресурсов, говорит он, исключение для малых компаний с выручкой до 400 млн руб. – полезная мера для перераспределения приоритетов ФАС. По подсчетам Минэкономразвития, иммунитет позволит снизить количество антимонопольных дел против малого бизнеса на 2000 в год и вывести из-под антимонопольного контроля до 80% субъектов малого бизнеса.

У ФАС осталась возможность проверять малый бизнес на наличие картелей и антиконкурентных вертикальных соглашений, например между парикмахерской и поставщиком крем-краски для волос, говорит член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. Правительство показало, что готово имитировать антикризисные меры даже при большом общественном давлении, но желания реально ограничивать административный контроль нет, продолжает он.

В деятельности правительства чувствуется некоторая двойственность, согласен Новиков, и не только в отношении малого бизнеса. Так, правительство предложило ужесточить наказание за мошенничество для предпринимателей. Поправки в Уголовный кодекс внесены в Госдуму, по ним минимальный срок лишения свободы может быть увеличен с одного года до двух лет, а максимальный (в особо крупном размере) – с пяти до восьми лет. С одной стороны, государство говорит о привлечении инвестиций и поддержке предпринимательства, с другой – воспринимает бизнес как источник опасности для окружающих, удивляется Новиков.

© Ведомости

Поделитесь