У министерств и ведомств нет системного подхода к развитию конкуренции, многие даже не могут понять, что от них требуется. К такому выводу пришел экспертный совет при правительстве, проанализировав материалы ведомств, подготовленные для доклада ФАС о конкуренции в 2014 г.
Подготовить материалы о состоянии конкуренции в отраслях ведомствам поручал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а ФАС должна свести их в единый доклад. Шувалов давно пытается сделать конкуренцию приоритетом для ведомств. Это должен быть один из критериев оценки эффективности работы министерств, предлагал министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов.
Министерства должны были указать барьеры на рынке, описать примеры конкретных действий и достигнутые результаты, а также планы на будущее. Но качество представленных материалов эксперты оценили в основном как удовлетворительное и низкое. Ни одно ведомство не представило исчерпывающую информацию, указывают эксперты. За исключением нескольких докладов в материалах нет информации о планируемых мерах, не предложены изменения в законодательство, нет оценки тех возможностей, которые приобретают потребители в результате развития конкуренции.
Доклады лишь трех министерств на общем фоне оказались высокого качества, пишут эксперты (см. таблицу). Так, у Минэнерго краткая, но зато «конкретная» оценка конкуренции на рынке энергетики. Минэкономразвития анализирует системные меры, но не говорит о своих следующих шагах. Минпромторг, Минсельхоз, Минтруд, Минкомсвязи, Минкультуры вообще не представили доклады. Их представители не ответили вчера вечером на запросы «Ведомостей».
4
Нельзя сказать, что министерства совсем не уделяют внимания конкуренции, говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, но им надо научиться учитывать ее в своих стратегиях и внедрять конкурентные подходы – в первую очередь снижать барьеры для входа на рынок. Если есть задача снизить стоимость авиаперелетов – надо не регулировать стоимость авиакеросина, а расширить круг продавцов авиакеросина в конкретном аэропорту, приводит он пример.
Развитие конкуренции не приоритет для отраслевых ведомств, во многом скорее антиприоритет, объясняет научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Ведомство отождествляет себя с отраслью и ее крупнейшими игроками, защищает их – в том числе от конкуренции, рассуждает Новиков: например, открытие рынка для иностранцев развивает конкуренцию, но может ударить по предприятиям и привести к спаду в отрасли, а это удар по курирующему министерству.
Сушкевич признает проблему: «Это называется «захват регулятора» – когда он под полным контролем регулируемых». И проблему может решить только само правительство – иногда радикально, полной ликвидацией ведомства, как было с Росстрахнадзором, напоминает чиновник. Но влиятельных контролируемых компаний много, замечает другой чиновник: к примеру, влияние «Газпрома» и «Роснефти» сопоставимо с влиянием Минэнерго.