В настоящее время на федеральном уровне прорабатывается основа для создания региональных особых экономических зон. В частности, в июле 2014 года правительство России разработало и внесло в Госдуму законопроект об изменениях в федеральный закон об особых экономических зонах. В сентябре прошлого года он был принят в первом чтении. То есть только после окончательного выхода законопроекта регионы смогут создавать свои особые экономические зоны.
О том, какая работа ведется в республике, рассказал депутат Государственного Собрания-Курултая Башкирии, генеральный директор компании «ОргНефтеГаз» Тимур Хакимов: «Сейчас в республике ведется работа по созданию на базе моногородов Кумертау и Белебей территорий опережающего роста (ТОР). Если решение примут, соответственно, будет снижена налоговая база, приближена к оффшорным зонам. Однако это не означает, что будут потери бюджета регионального: это те значительные послабления, которые субсидирует федеральный бюджет. Также на базе ТОР предусмотрено финансирование из бюджета РФ коммуникаций и инфраструктуры на вновь открывшихся предприятиях. Этот вопрос очень важный. Мы, конечно, привязаны к федеральному законодательству, но в наших полномочиях в этой сессии выдвинуть инициативу на местном уровне в плане расширения действия кодов ОКВЭД для индивидуальных предпринимателей».
В разное время в качестве возможной базы будущих ОЭЗ в республике рассматривались площадки недостроенной АЭС в городе Агидель, аэропорт Уфа и крупные промышленные предприятия, такие как «Каустик» и «Полиэф». Сегодня «Корпорация развития Башкирии» рассматривает три объекта на получение этого статуса, говорит начальник отдела инфраструктурных проектов Игорь Смолягин: «В настоящее время Корпорация развития ведет работу по анализу создания региональных зон (РОЭЗ) в республике. В частности, в правительство Башкирии были направлены предложения по закону о РОЭЗ, проведен сравнительный анализ федеральных и региональных мер поддержки. В текущих условиях мы считаем потенциально возможным создание особых экономических зон в республике на базе индустриальных парков. Кандидатом на развитие РОЭЗ является индустриальный парк «Уфимский». Дополнительно прорабатывается возможность создания РОЭЗ на территории города Агидель. Также на территории Давлекановского района планируется создание индустриального парка с возможным дальнейшим развитием особой экономической зоны».
До окончательного принятия соответствующего федерального закона вопрос остается открытым и дискуссионным. Правительство России, в частности, прорабатывает критерии эффективности и обязательства по достижению конкретных показателей работы ОЭЗ. Мнение кандидата экономических наук, доцента УГУЭС Константина Кузьминых: «В отличие от федеральных зон экономического развития региональные особые зоны обладают меньшими возможностями. В частности, сохраняется транспортный налог, полная оплата таможенных пошлин, тарифные меры ввозного НДС, а также отсутствует федеральное финансирование. Башкирия в идеале может предложить налоговые льготы по имуществу и прибыли, а муниципалитет – нулевую ставку налога на землю на срок до 10 лет. Привлекательность республиканской экономической зоны для инвесторов заключается в развитой транспортной инфраструктуре, подводке инженерных коммуникаций, административной навигации, кадровом потенциале территории и грамотной маркетинговой политике. Примеры закрытия некоторых благоприятных экономических зон в России говорят о малой дальновидности в выборе территории, низком ориентировании на современные запросы потребителей, недостаточном уровне управления, требующем постоянного совершенствования и профессионального драйва».
ОЭЗ во всем мире рассматриваются как важная форма государственной поддержки бизнеса, такой же позиции придерживается и федеральная палата. Российское законодательство очень жестко определяет классификацию видов и типов данных территорий, что ограничивает формирование эффективных экономических кластеров. В данной связи было бы целесообразно рассмотреть сочетание различных видов деятельности в одних и тех же зонах.